pandora
pandora bracelets
 

С.Н.Ловягин

Тридцать две метафоры современной науки или на пути к Chinese-turbo

(введение)

 

 

На главную страницу

Весь текст .pdf

 

Публикуемый текст представляет собой собрание материалов к разработке интегрального курса школьного образования "Окоем". Учеба в школе непродолжительна, и, чтобы усвоенное пошло в прок, учить нужно знаниям и умениям, полезным в любой сфере деятельности. Потому Окоем и признает, что межпроблемные знания (относящиеся к междисциплинарным так же, как междисциплинарные относятся к дисциплинарным) должны быть сердцевиной, вокруг которой строятся предметные курсы.


Настоящий текст - конспективное изложение предварительной версии одной из четырех работ цикла, предназначенного для поддержки авторов учебных пособий серии "Окоем". (В цикл входит "Философия в картинках" - эвристически продуктивное расширение повседневного языка, описание некоторых полезных операторов мышления; "Первые 32 метафоры науки" - попытка отработать формат представления лексики игры в бисер; "Иконика"- описание визуального языка представления событий и событийных комплексов; "Психотехника визуального мышления"- практический курс овладения средствами визуального мышления. Надеемся, что освоение практик, описанных в этом цикле, позволит обсуждать смыслы, находящиеся на грани уловимости).


1.1. Введение
Выхватывая из непрерывности бытия фрагменты, осколки, отражения, данные измерений, ученые укладывают их в одну из многочисленных метафор, как воду вливают в сосуд. Затем они увязывают метафоры по две или по три (тогда одна из них оказывается звеном, связующим две другие). [Например, утверждение "Тело покоится или равномерно движется, если к нему не приложено внешнее усилие" сводится к метафорам тела, координат и неизменности, связанным метафорой усилия].

Сведения, почерпнутые в телесном мире, просвечивающие сквозь панцири этих метафор и называют законами природы.
Уточнение метафор делает их стенки более прозрачными, одновременно ограничивая и сковывая смысл, уместившийся в них. Отказ от использования метафор умерщвляет науку, после чего жизнеспособной остается лишь мистика.
Осознав свойства метафор, как инструментов естествознания, и научившись работать не только с тройками, но и с более длинными цепочками или даже сетями, ученик делает свое мышление более гибким, пластичным и проницательным.


Одну и ту же вещь ученые связывают то с одной метафорой, то с другой. Так время одним представляется жидкостью, вытекающей из дырявой бочки, другим - осью, третьим - естественным местом или телом. Я, например, считаю время силой.
Так ветеринар может интерпретировать больную лошадь, пользуясь метафорой "дырявой бочки" (из лошади вытекают жизненные силы); или метафорой "весов" (одни процессы должны быть уравновешены другими); или "пищи" (лошадь - пища микробов и им надо отбить аппетит); или "средой", так как лошадь для микробов среда, и надо её чем-нибудь загрязнить, чтобы микробам тошно стало.


Или крестьянин, могущий рассматривать ферму как целое и как набор частей и процессов; как механизм, подлежащий инженерному исправлению, и как груз, к которому можно приложить усилие; как среду своего существования и как пищу, которую можно потреблять; как источник, который может иссякнуть, и как нечто неизменное. Крестьянин может видеть в ферме общий фонд, из которого черпает он, деревья, птицы, скот и в который каждый из них вносит свой вклад - или партнера, на каждое вложение отвечающего прибавкой продукта. От выбора отношения зависит и практика хозяйствования.


Остановив свой выбор на единственной метафоре при объяснении события и отвергая другие метафоры, ученый лишает себя многих путей. Напротив, свободно оперируя многими метафорами при истолковании события, ученый пользуется эвристически продуктивным подходом.


На разных этапах развития науки каноническими ощущались вполне определенные метафоры и парадигму можно было бы счесть набором метафор, посредством которых ученые данной эпохи и данной школы стремились сформулировать свои представления о мире.

Почему мы называем метафорами то, о чем будем писать далее? Потому что эти скорлупки смыслов первоначально были самостоятельными смыслами в определенном контексте (области их порождения), а после перемещения в иные контексты стали метафорами. Всякая метафора имеет одну или несколько областей происхождения, где она является наблюдаемым фактом, вполне буквальным и недвусмысленным. Представления об этом факте, перенесенные в другие контексты, в другие дисциплинарные области, становятся метафорой.

Так "направление" есть смысл вполне вещественный в "полевой геометрии" (географии и астрономии), истаивает в "кабинетной геометрии" (математической), и становится метафорой в химии (направление химической реакции), биологии (направление эволюции) и т.д. Так метафора "зубчатой передачи" родившись как вещь в механике, просочилась в политику и экономику, а метафора конкуренции то ли из биологии в экономику, то ли наоборот. Метафора "свойства" перекочевала из описания структуры семьи в философию.


Поток как наблюдаемый факт дан гидрологу и сантехнику. Поток сознания, поток событий, поточное производство - уже метафоры.
Выявить область происхождения метафоры, то есть тот контекст, в котором она является наблюдаемым фактом, а не результатом осмысления (может быть и привычно незаметного), не всегда просто. Только поэтому мы простоты ради и предлагаем при описании конкретных троек, цепочек и сетей считать метафоры метафорами, а после дополнительного исследования переводить некоторые из них в разряд наблюдаемых фактов.
Создание более или менее пространного списка метафор, к которым обращались ученые вообще и естествоиспытатели в частности, позволило бы как снабдить студентов сильным эвристическим инструментом, так и облегчить понимание уже сложившихся научных концепций.

Выбор "метафор" в этом тексте - случайный. Их можно было бы выявить и ограничить другими способами. Мы хотели лишь продемонстри-ровать подход и предложить формат описания.

"Наивные вопросы" облегчают понимание дисциплинарного знания и являются хорошим педагогическим средством. Список метафор можно использовать как запас наивных вопросов; учитель может выяснять, почему данное событие описывается той или иной метафорой.

Способность осмыслить множественные описания одного события может пригодиться как ученым, так и практикам.

Одно и то же событие может быть истолковано средствами разных метафор. В зависимости от действующей парадигмы науки одна из интерпретаций будет оценена как феноменологическая, другая - как причинная, третья - как телеологическая и т.д. Падение шарика, например, можно связать и с метафорой самотека, и естественного места, и дальнодействия, и порчи.


1.2. Функционально метафора это:
1. Способ обучения знающим ищущего знание (при этом случается, что знающий и ищущий знание - части сознания одного человека). (Метафора как дидактика).
2. Способ проверки соответствия события готовому стереотипу мышления (метафора как штамп).
3. Эвристический орган для прощупывания мироустройства (метафора как инструмент исследователя).
4. Инструмент прояснения аналогий, связывающих внешне далёкие друг от друга события и стороны реальности (метафора как скрепа).


1.3. Знающий и ищущий знание
То и дело знающему приходится объяснять что-то ищущему знание. Например, учитель физики разъясняет условия задачи ученику. Бывает, что один ученый узнает что-то, еще недоступное коллегам. В этом случае он - знающий, а его коллеги - ищущие (это) знание.
Иногда знающий и ищущий знание умещаются в голове одного человека. Например, благодаря озарению, кто-то понял что-то важное для себя, но его понимание ещё настолько зыбко и неустойчиво, что он сам себе не может сформулировать это знание словами. Тогда его бессловесное сознание - знающее, а говорящее сознание - ищущее знание.
Метафора - инструмент знающего при объяснении ищущему знание. Известное знающему в новинку для ищущих. Люди часто понимают, схватывают что-то новое ещё до того, как подберут слова для рассказа о нём.
Метафора может сделаться штампом и может сделаться термином, а может и остаться сама собой. Метафора-штамп утрачивает исходный смысл и сохраняет вторичный, то есть означает то же самое, что и слово просто называющее вещь, для прояснения которой использовалась изначально эта метафора. Жизнь богаче своего метафорического переложения, но обогащение метафорических средств ведет к более полному осознанию того, что стоит за метафорами.


1.4. Зачем нужна метафора
Чтобы помочь ищущему знание понять новое, сравнив его с чем-то известным.
Чтобы подчеркнуть особенность нового, отличающую его от уже известного.
Чтобы показать глубинное сходство внешне различных вещей.

Новорожденная метафора, если она удачна, поражает как поэтическое озарение. Потом к ней привыкают и она может изумить лишь новичка. На практике студенты воспринимают метафору просто как рассусоленный синоним.
Ряд: смысл, вещь, свойство, отношение, действие, событие. Направление этого ряда: от тонкого# (разреженного#) к плотному. Всякая вещь осознаваема как событие.


1.5. Наш ответ Чемберлену
1. Метафора не сравнение - это фильтр, оптический инструмент.
2. Метафора графична.
3. Метафора коммуникативна.
4. Метафора не довесок, не украшение.


1.6. Зачем нужны идеограммы.
Идеограммы - эвристический инструмент, позволяющий усматривать сходства и аналогии отвлеченных представлений, неочевидных при словесном объяснении.
В сочетании с операторами мышления (об этих операторах см. Первые уроки игры в бисер (Философия в картинках) www.igravbiser.newmail.ru - далее в сносках "ФВК") идеограммы позволяют схватывать неочевидные связи между смыслами. Идеограммы - слова игры в бисер, а операторы мышления - словообразующие элементы и синтаксические средства (ФВК).
Идеограммы как знаки письма имеют преимущества перед фонети-ческими знаками (см. В. Алексеев в книге Наука о Востоке (1982) о переходе китайцев к фонетической письменности).
Нелепо создавать идеограммы для обозначения освоенных повседневным сознанием вещей и событий там, где хватает средств фонетического письма. Однако расширение русского языка средствами идеограмм в областях философской и научной могло бы оказаться полезным.


2. Структура идеограммы

(В .html версии пропущено) Полная версия .pdf

 


3. О формате описания метафоры


3.1. Пример


круговорот


Образ: кровь течет кругами от органов к легким и от легких к органам, проходя через сердце и печень. Испарившаяся морская вода выпадает дождями на сушу и стекает в море.
Анимационный ряд: По замкнутым ветвящимся трубкам течет жидкость, содержащая пузырьки и тела.
Диагноз: Вещь повторно утрачивает и приобретает определенные свойства.
Вещь повторно перемещается по тому же пути.
Альтернатива: Метафора "фонтан" (форма и материя). В одну и ту же реку нельзя ступить дважды. Цикл сохраняется как внешняя форма, а переносятся каждый раз другие вещи. Как водопад сохраняет форму, а вода все время новая. Как язычок свечи имеет постоянную форму, а атомы другие.
Метафора повторения: семя - цветок - плод - семя.
Примеры: круговорот воды в природе. Тепловая машина. Циклы биогенов в экосистемах. Жизнедеятельность как поддержание круговорота. Болезнь как сужение кольцевого канала (в традиционной китайской медицине).
Примеры связи: кровообращение это и круговорот, и питание. Повторное насыщение крови кислородом.
Случаи, когда она применима наряду с другими метафорами: Реинкарнация: с одной стороны человек (душа) повторно проходит одни и те же стадии развития (применима метафора круговорота), с другой - каждое текущее состояние зависит от достижений и падений предыдущих жизней (метафора истории).
Практику: Необходимо оговаривать временную шкалу. Углерод оборачивается в биосфере в масштабе геологического времени, а конкретный атом углерода может обернуться несколько раз в год.
Каналы круговоротов обычно ветвятся (кельтские броши A.Bain).
Найдите примеры регуляции системы путем изменения пропускной способности ветвей круговоротов.
Вопросы: Смену поколений биологи привычно называют жизненным циклом. При каком допущении жизненный цикл можно рассматривать как круговорот? Когда интерпретация жизненного цикла как смены поколений продуктивнее, чем интерпретация как жизненного пути?
Меры: длина# = длительность#, пропускная способность, ветвистость.
Этимология: вртити (санскрит) -вращаться, круг -
ФВК: Круговороты могут срастаться# краями#.
Два круговорота могут иметь общие фрагменты.

Круговорот [/] = ? Круговорот [ / ] = ?

Круговорот [/] = ? Круговорот # = ?

Круговоротb = ? Трубка# , поток, фильтр.

3.2. Пояснения
Название - в данном сообщении не претендует на роль имени. В названии должна присутствовать очевидная ссылка на общеизвестную технологию, устройство или крылатое выражение.
Идеограмма - не имея в виду нужды школьного образования, автор надеется серией работ по технике мышления сделать шаг в разработке идеографического языка для работы с отвлеченными смыслами (этакий Chinese-turbo, с позволения сказать)1. Следует стремиться к тому, чтобы идеограммы были не только "говорящими", но и увязанными друг с другом настолько, что в идеограмме одной метафоры угадывались идеограммы близких метафор, а изменение графики намекало бы на изменение смысла.
Образ - в идеале образ должен заключать в себе в свернутом смысле все особенности метафоры.
Анимационный ряд: - здесь в будущем должны быть перечислены возможные пиктографические средства (возможно, трехмерные и озвученные) для обозначения данной метафоры. Они могут быть использованы, в частности, при анимационной презентации сложных технологических или научных представлений. Если всё будет хорошо, именно анимационные ряды сделают возможным возникновение сетей ассоциаций и взаимных ссылок при описании метафор.
Не следует путать с языковыми средствами визуализации, обсуждаемыми в курсе "Иконика" - там речь идет об описании событий более общем, нежели использующем данные метафоры. Иконическое предложение может быть заполнено разными метафорами. Иконическая фраза - способ организации событий в событийном комплексе, где метафора может оказаться как вещью, так и событием.
Диагноз: - должно быть два диагноза: изложенный повседневным языком и с использованием операторов мышления (см."ФВК")
Примеры: - Примеров должно быть много. Хорошо бы отмечать дисциплинарную область откуда данная метафора стала кочевать по другим областям (вопрос о месте рождения данной метафоры часто не корректен - давно это было, теперь и концов не найти).
Примеры связи с другими метафорами - имеются в виду связки из трех и более метафор, в которых одни метафоры - связующие звенья, а другие - связуемые.
Альтернативы:- странно звучащее множественное число в данном случае вызвано тем, что имеются в виду альтернативы, взятые по разным основаниям.
Случаи, когда она применима наряду с другими метафорами - имеется в виду конкретное событие или событийный комплекс, который можно описать средствами разных метафор.
Практику - практические задания для исследований, перечень того, на что нужно обратить внимание, применяя данную метафору к исследуемому событию.
Вопросы - проблемы, осмысление которых помогает освоить метафору. Часто - коаны, как впрочем и вся эта брошюра.
ФВК (Для тех, кто читал ФВК) - задачи на узнавание и представление смыслов, описанных с помощью операторов ФВК (www.igravbiser. newmail.ru).
Этимология: иногда полезно уловить корневые смыслы слов для углубления метафоры. Мы пользуемся главным образом трактовками "Историко-этимологического словаря современного русского языка" (П.Я.Черных, М., 1993).
Меры: возможные средства оценки и сравнения.


1) Введение в обиход научной коммуникации изощренных форм идеографического письма могло бы, как надеется автор, в отдаленной перспективе сочетаться с привнесением (или возвращением?) в русский язык смыслоразличительной роли тонального ударения (хотя бы в рамках игры в бисер).

4. Сами метафоры

1. среда

Образ: Тягучая морская вода колышет водоросли.
Анимационный ряд: На экране плавно колышутся ленты. Ассимметрич-ные фигуры, смещающиеся на неоднородном фоне, поворачивающиеся и трансформирующиеся.
Диагноз: Средой для вещи является другая вещь, облекающая её.
(2 варианта. Вещь воспринимает все иные вещи как возмущения единой среды или вещь выделяет в среде вещи, отличая их от среды).
Примеры: Сукно для биллиардного шара, вода для рыбы, желудочный сок для котлеты, вакуум и опора для нити в лампочке, масло для пончика, тезаурус для мысли, музыкант для нотной записи, опыт слушателей для исполненной музыки, воздух и экран для луча света, язык программирования для алгоритма. Браузер для интернет страницы.
Альтернатива: Среды нет. То, что считали средой - неотъемлемая часть вещи.
Примеры связи с другими метафорами: средой навигатора являются координаты. Сохранение вещи в среде требует усилия. Ассимиляционная емкость среды = барьер + порча + среда + стена.
Случаи, когда она применима наряду с другими метафорами: Усвоенное человеком знание может осмысляться и как среда, и как история, и как пища, и как ключ, подобранный к замку. Бульон для микроба и пища, и среда.
Практику: Выяснить, что является средой для изучаемого тела, поддерживает среда тело или разрушает его. В чем состоит подвижность среды и каковы ее направления. Какие изменения среды незаметны телу, какие заметны и безвредны, какие заметны и опасны. Рассмотреть внутреннее как внешнее и внешнее как внутреннее.
Вопросы: Среда ли для человека содержимое его желудка? Когда круговорот среды требует усложнения тела, а когда - упрощения? Приведите примеры размытых границ между телом и средой. Чем уменьшение однородности среды чревато для тела? Когда содержимое тела полезно рассматривать как его среду?
Для тех, кто читал ФВК:
((Экосистема пруда) ) [ /] =? (Человек в социуме) [ / ] =?
Человек [ Я/Среда ] =?
Меры: плотность#, проницаемость#, вес#, дробность#, вязкость#, липкость#, скользкость#, однородность# = зернистость#; Объем# = длина#= простертость.
Этимология: средний = центральный, промежуточный. "Окружающая среда" - коан тот еще.

Далее...

   
       
       
       
       
pandora jewellery